История развития эволюционных идей

"Эволюция" в переводе с латинского evolution означает "историческое развитие, изменение". В настоящее время термин "эволюция" широко применяется в различных областях науки (эволюция Земли, общества, галактик). Под эволюцией подразумевается последовательное изменение исходного состояния во времени, ведущее к возникновению чего-то нового. Этот термин впервые в биологию ввел в 1677 г. М. Хейл. Швейцарский натуралист Ш. Боннэ (.1720—1793) широко применял его в науке.
Эволюционное учение изучает направления и закономерности исторического развития жизни с начала возникновения жизни на Земле по нынешнее время и в будущем. Научную основу эволюционного учения заложил известный английский ученый Чарлз Роберт Дарвин.


Развитие живой природы в додарвиновский период. Эволюционные идеи эпохи Возрождения.


Систематизация и обобщение различных сведений о живой природе тесно связаны с именами великих древнегреческих ученых философов Аристотеля, Теофраста, Гиппократа.
Фундаментальные научные труды философа и естествоиспытателя Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) — "История животных", "О частях животных" — оказали большое влияние на развитие зоологии. Был сделан ряд открытий, основанных на изучении морфологии и анатомии, а также жизнедеятельности различных животных. Им определено живорождение среди акул и змей, развитие трутня из неоплодотворенного яйца. Он доказал, что глаза крота, слуховые органы сверчка и рыбы относятся к рудиментарным органам. Исследовал уход в зимнюю спячку животных и развитие насекомых с неполным и полным превращением. Аристотель, изучив внешнее, внутреннее строение и образ жизни 454 животных, впервые систематизировал их по внешним признакам. Всех животных он разделил на две большие группы: кровные (позвоночные) и бескровные (беспозвоночные). Человека он поместил на самую высшую ступень развития. Ученик Аристотеля Теофраст (372—287 гг. до н. э.) изучал биологию растений и животных. При этом он обратил внимание на их значение в жизни человека в получении древесного угля, смолы и т. д. Отмечая особое значение лекарственных растений для организма человека, одновременно изучил их среду обитания. Определил около 500 видов растений, произрастающих на территории Греции. Дал полное описание таких растений, как бамбук, банан, пальма, лимон, мимоза, хлопчатник, лотос, папирус и др.

 


Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

 

 

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Философ, ученый-естествоиспытатель, основавший теорию последовательного развития живых организмов. Доказал изменение природы от простого к сложному. Написал множество трудов об истории животных, основал науку зоологию.


 


Использование конкретных данных о живых организмах в Древнем Китае, Индии, Египте имело большое значение. В результате появились работы по приручению диких животных и развитию селекции по выведению различных сортов культурных растений. Труды Аристотеля о живой природе в средневековье считались самыми ценными. Цель эволюционного учения — выявление закономерностей развития органического мира для последующего управления этим процессом.
Эволюционные идеи эпохи Возрождения. Ко второй половине XV в. открывались новые страны, развивались товарная промышленность и торговля. В результате таких достижений расширялись знания о животных и растениях, которые привели к новому этапу развития. Неизвестные ранее виды животных и растений были завезены в Европу. Из Индии и Америки были завезены такие растения, как гвоздика, картофель, кукуруза, табак, тыква, какао и др. Ученые начали описывать новые виды животных и растений, их полезные и вредные свойства. Однако простого описания растений и животных было недостаточно. Возникла необходимость классификации видов животных и растений по сходству строения и образу жизни.


Эволюция. Эволюционное учение.

  1. Эволюция представляет собой последовательное изменение исходного состояния во времени, ведущее к возникновению чего-то нового.
  2. Основоположником эволюционного учения является Ч. Дарвин.
  3. Большой вклад в развитие науки о живой природе в додарвиновский период внесли философы Аристотель, Теофраст и др.
  4. Развитию биологии в эпоху Возрождения способствовали следующие достижения: а) открытие учеными новых видов растений и животных, описание их полезных и вредных свойств; б) появление новых видов животных и растений в Европе.
  5. Что означает понятие эволюция? Дайте определение.
  6. Какие эволюционные идеи существовали во второй половине XV в. в эпоху Возрождения?

1. Какие открытия были сделаны естествоиспытателем Аристотелем?

2. По каким особенностям Теофраст изучал биологию растений и животных?

  1. Докажите на примере вклад Аристотеля в развитие науки о живой природе.
  2. Составьте таблицу растений, описанных Теофрастом и завезенных в Европу в эпоху Возрождения.

13:20
13470
Нет комментариев. Ваш будет первым!