Опыт и направление формирования экологического образования

Экологическое образование и воспитание получили развитие в 1970 г. с принятием программы "Человек и биосфера" (ЮНЕСКО), разработанной ООН. Впервые была подготовлена международная программа об охране природных ресурсов и их рациональном использовании.

В 1971 г. в Швейцарии открылась Европейская конференция, посвященная проблемам окружающей среды и охраны природы.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция по охране окружающей среды и вопросам экологического образования.

В 1977 г. в Тбилиси организации ЮНЕСКО и ЮНЕП под эгидой ООН утвердили глобальный стратегический план, приняв свыше 40 решений по экологическому образованию.

Дальнейшее развитие экологическое образование получило на конференциях, прошедших в Найроби (1982 г.), Беч (1983 г.), Москве (1987 г.).

Ранние этапы экологического образования тесно связаны с именами известных русских ученых-мыслителей В. Г. Белинского,

A.Н. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Затем проблемы изучения и охраны природы поднимали А. Н. Бекетов, К. А. Тимирязев, Д. Н. Кайгородов.

К середине XX в. педагоги В. Ф. Натали, Н. М. Верзилин,

B.М. Корсунская и др. предложили уделять внимание развитию экологического образования наравне с географией и биологией.

С 1947 г. экологическое образование включено в общеобразовательную систему (СССР).

В 1947 г. впервые в Белорусском государственном университете открылась кафедра экологии. Во многих учебных центрах (Казань, Москва, Санкт-Петербург и др.) в учебный план включены экологические курсы "Биосфера", "Экология", "Охрана природы".

Известные ученые-педагоги И. Д. Зверев, С. Д. Дрябь, Н. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный и др. предложили общеобразовательной системе множество научно-практических основ экологического образования.

Особое место в экологическом образовании и подготовке специалистов-экологов занимает Казахский национальный педагогический университет им. Абая. Там впервые разработана концепция по экологическому образованию учащихся и подготовке специалистов-экологов. Сейчас в КазНПУ им. Абая, КазНУ им. Аль-Фараби и учебных заведениях городов Усть-Каменогорск, Уральск, Семипалатинск, Кызылорда, Тараз, Караганда, Атырау, Туркестан введены новые специальности: "биология-экология", "география-экология", "инженер- эколог". В последнее время научно-исследовательские институты Академии наук республики проводят приоритетные экологические работы по природным биоресурсам. В этом направлении парламентом и правительством суверенной республики приняты следующие важные документы: "Закон об охране окружающей природной среды" (1997), "Национальный план об охране окружающей среды" (1996), "Программа экологического образования" (1999), "Концепция формирования непрерывного экологического образования" (2002) и др. Большой вклад в формирование непрерывного экологического образования внесли ученые Казахстана на основе зарубежного и отечественного опыта, собран богатый материал всеобщего непрерывного экологического образования.

В области экологического образования появились новые экологические термины и понятия. Основные из них: "экологическое знание", "экологическая грамотность", "экологическая культура", "экологическая этика". Содержание этих понятий необходимо знать каждому ученику. Знание понятий формирует взгляды учеников на природу, вызывает интерес к науке экологии.

 

Экологическое сознание — совокупность знаний, доверие и отношение человека к природе.

Экологическое мышление — процесс глубокой познавательной деятельности, научные оценки природных явлений и выявление их причин. Благодаря мышлению человечество предотвращает экологические бедствия (Арал, Балхаш и т. д.).

Экологическая грамотность — рациональное использование природных ресурсов на основе экологических знаний.

Экологическая этика — строгое соблюдение норм, поведение человека дома, на улице, на природе.

Экологическая культура — результат экологического знания и воспитания. Показатель уровня усвоения человеком экологических понятий.

 

1. Существует международный опыт экологического образования.

2.Научно-практические конференции, прошедшие в Стокгольме, Найроби, Москве, Алматы.

3. В высших учебных заведениях Казахстана ведут подготовку специалистов по экологии.

4.Формируются новые термины и понятия экологии.

5. Возникла необходимость в формировании экологического образования, воспитания, культуры.

1.Где и когда прошли научные конференции по экологии?

2.Почему необходимы экологическое образование и воспитание?

 Что изучают на курсах по охране окружающей среды?

 Почему возникла необходимость в специалистах-экологах?

1.Какие важные документы по экологии были приняты в Казахстане?

2.Необходимы ли экологическое образование и воспитание?

В чем заключается смысл терминов и понятий экологического образования? Приведите примеры из жизни.

20:05
252
Нет комментариев. Ваш будет первым!