Опыт и направление формирования экологического образования
Экологическое образование и воспитание получили развитие в 1970 г. с принятием программы "Человек и биосфера" (ЮНЕСКО), разработанной ООН. Впервые была подготовлена международная программа об охране природных ресурсов и их рациональном использовании.
В 1971 г. в Швейцарии открылась Европейская конференция, посвященная проблемам окружающей среды и охраны природы.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция по охране окружающей среды и вопросам экологического образования.
В 1977 г. в Тбилиси организации ЮНЕСКО и ЮНЕП под эгидой ООН утвердили глобальный стратегический план, приняв свыше 40 решений по экологическому образованию.
Дальнейшее развитие экологическое образование получило на конференциях, прошедших в Найроби (1982 г.), Беч (1983 г.), Москве (1987 г.).
Ранние этапы экологического образования тесно связаны с именами известных русских ученых-мыслителей В. Г. Белинского,
A.Н. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Затем проблемы изучения и охраны природы поднимали А. Н. Бекетов, К. А. Тимирязев, Д. Н. Кайгородов.
К середине XX в. педагоги В. Ф. Натали, Н. М. Верзилин,
B.М. Корсунская и др. предложили уделять внимание развитию экологического образования наравне с географией и биологией.
С 1947 г. экологическое образование включено в общеобразовательную систему (СССР).
В 1947 г. впервые в Белорусском государственном университете открылась кафедра экологии. Во многих учебных центрах (Казань, Москва, Санкт-Петербург и др.) в учебный план включены экологические курсы "Биосфера", "Экология", "Охрана природы".
Известные ученые-педагоги И. Д. Зверев, С. Д. Дрябь, Н. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный и др. предложили общеобразовательной системе множество научно-практических основ экологического образования.
Особое место в экологическом образовании и подготовке специалистов-экологов занимает Казахский национальный педагогический университет им. Абая. Там впервые разработана концепция по экологическому образованию учащихся и подготовке специалистов-экологов. Сейчас в КазНПУ им. Абая, КазНУ им. Аль-Фараби и учебных заведениях городов Усть-Каменогорск, Уральск, Семипалатинск, Кызылорда, Тараз, Караганда, Атырау, Туркестан введены новые специальности: "биология-экология", "география-экология", "инженер- эколог". В последнее время научно-исследовательские институты Академии наук республики проводят приоритетные экологические работы по природным биоресурсам. В этом направлении парламентом и правительством суверенной республики приняты следующие важные документы: "Закон об охране окружающей природной среды" (1997), "Национальный план об охране окружающей среды" (1996), "Программа экологического образования" (1999), "Концепция формирования непрерывного экологического образования" (2002) и др. Большой вклад в формирование непрерывного экологического образования внесли ученые Казахстана на основе зарубежного и отечественного опыта, собран богатый материал всеобщего непрерывного экологического образования.
В области экологического образования появились новые экологические термины и понятия. Основные из них: "экологическое знание", "экологическая грамотность", "экологическая культура", "экологическая этика". Содержание этих понятий необходимо знать каждому ученику. Знание понятий формирует взгляды учеников на природу, вызывает интерес к науке экологии.
Экологическое сознание — совокупность знаний, доверие и отношение человека к природе.
Экологическое мышление — процесс глубокой познавательной деятельности, научные оценки природных явлений и выявление их причин. Благодаря мышлению человечество предотвращает экологические бедствия (Арал, Балхаш и т. д.).
Экологическая грамотность — рациональное использование природных ресурсов на основе экологических знаний.
Экологическая этика — строгое соблюдение норм, поведение человека дома, на улице, на природе.
Экологическая культура — результат экологического знания и воспитания. Показатель уровня усвоения человеком экологических понятий.
1. Существует международный опыт экологического образования.
2.Научно-практические конференции, прошедшие в Стокгольме, Найроби, Москве, Алматы.
3. В высших учебных заведениях Казахстана ведут подготовку специалистов по экологии.
4.Формируются новые термины и понятия экологии.
5. Возникла необходимость в формировании экологического образования, воспитания, культуры.
1.Где и когда прошли научные конференции по экологии?
2.Почему необходимы экологическое образование и воспитание?
Что изучают на курсах по охране окружающей среды?
Почему возникла необходимость в специалистах-экологах?
1.Какие важные документы по экологии были приняты в Казахстане?
2.Необходимы ли экологическое образование и воспитание?
В чем заключается смысл терминов и понятий экологического образования? Приведите примеры из жизни.