Взгляды и традиции казахского народа по охране природы

У разных народов мира существуют своеобразные взгляды и сложившиеся традиции на использование и охрану природных ресурсов. Если, например, в Индии "священными" считаются коровы, то у других народов — лебеди, аисты. Вообще у тюркоязычных народов, в том числе и у казахского, дикие животные всегда считались священными.

Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа — среда обитания и существования человека (рис. 61).

 

Природа — колыбель человечества

Рис. 61. Природа — колыбель человечества


Народ, считая себя частью природы, хранил ее богатства как зеницу ока. Такие традиции передавались из поколения в поколение с молоком матери.

Наши предки Майкы би, Байдибек би, Толе би, Казыбек би призывали к защите природы, родной земли, певцы и импровизаторы воспевали природу, ее красоту. Темы прекрасных произведений Абая, Мухтара, Шакарима и писателей-просветителей М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, А. Байтурсынова, И. Жансугурова, Б. Майлина, С. Сейфуллина были посвящены красоте природы и ее защите.

Одной из особенностей национального сознания является огромная любовь к природе. Иностранные ученые, когда-то путешествовавшие в казахских степях, отмечали в своих трудах способность казахского народа к познанию тайн природы и особую о ней заботу. Например, известный русский ученый А. Н. Формозов в своем труде писал, что "казахи, постоянно наблюдая за всем живым, собирали интересные факты и материалы о природе".

Выдающийся ученый, академик К. Сатпаев — основоположник геологической науки Казахстана, прославивший его богатства на весь мир, писал: "Нельзя считать патриотом своей страны человека, не болеющего душой за родную землю, не интересующегося ее судьбой". В этих словах выражена любовь к родной земле. Казахский ученый, действительный член Российского географического общества, путешественник Ч. Валиханов утверждал, что нет ничего загадочней природы и человека.

 

Как и другие народы, казахи придавали большое значение слову "священный". Красивейшие места природы, чистые родники, некоторые животные и птицы, особенно дикие животные считались "священными". Запрещали охоту на некоторых птиц и зверей. Считали святыми родники, деревья и птиц, приносящих счастье, добро, — ласточку, лебедя, улара. Нельзя было разорять их гнезда и убивать.

Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. "Земля—мать, дитя—народ", "Земля богата — народ богат", "Земля щедра, если умеешь ухаживать", "В неплодородной земле не бывает достатка" — все они призывали к защите родной земли. Однако всем известно экологическое состояние водоемов Арала, Балхаша, Биликоля и лесов Казахстана. В одно время в этих местах исчезли непроходимые тугаи, птицы и звери, различные виды животных. Многие ученые и наши предки предсказывали такой исход природы. Ранее в бассейне рек Иртыш, Жайык, Или, Чу, Иргиз, Есил, Нура существовали непроходимые чащи, а в горах — густые леса (рис. 62).

 

Заилийский Алатау

Рис. 62. Заилийский Алатау


Например, в 1892 г. в газете "Степной уалаят" была опубликована статья А. Кунанбаева, где он писал о вырубке лесов в районе Шынгыстау, вследствие чего ухудшается природа этой земли. Подобные факты подтверждают, что экологическая грамотность у казахского народа формировалась издавна. Обязанность нынешнего поколения — поддерживать и сохранять те экологические знания, которые были нам переданы через народные традиции и обычаи.

 

1.    Существуют своеобразные традиции казахского народа по защите природы. Великие народные акыны — жырау — своим творчеством, а также произведения писателей-просветителей воспитывали в молодом поколении бережное отношение к природе.

2.   Улучшение экологии родной земли, защита — дело каждого.


1.  Чем характерны традиции казахского народа, направленные на охрану природы?

2.  Какие мудрые слова предков имеют воспитательное значение?

3.  Какие вы знаете пословицы, поговорки, мудрые слова о природе, имеющие воспитательную роль?

1.  Каково мнение зарубежных ученых-путешественников о казахском народе?

2.  В чем причины ухудшения состояния первозданной природы?

3.  На чем основываются экологические знания и воспитание по охране природы у казахского народа?

1.  Каково значение высказываний К. Сатпаева сегодня?

2.  Каких птиц и зверей казахи называли "священными"?

3.  Можно ли назвать А. Кунанбаева "экологом"? Обоснуйте ответ.

Проведите конкурс на знание пословиц и поговорок о природе.

20:06
11195
Нет комментариев. Ваш будет первым!